Завтрак в Ў-баре и разговоры о прокрастинации. Как победить лень на работе?

Вчерашний день начала с интересного мероприятия - завтрака с Ассоциацией компаний коммуникационных консультантов. Говорили про личную эффективность и победу над прокрастинацией. Спикером выступала Анна Позняк, PR-директор агентства PRCI.Storytellers, преподаватель ECLAB, очень толковая, умная и приятная девушка.

Встреча проходила в Ў-баре в неформальной атмосфере за третьей чашкой кофе. Почему я пошла? Не могу сказать, что тема мне крайне интересна: я фрилансер с шилом в заднице и у меня нет проблем с прокрастинацией. Если и отвлекаюсь в рабочее время на неважное (а я отвлекаюсь), то не потому что хочу отложить работу на потом и мне лень, я просто живу в таком режиме: написала текст - отдохнула, взяла интервью - прогулялась, провела переговоры - пост в блог написала. Я хотела послушать Аню и познакомиться с новыми людьми. Провести утро по-новому, в конце концов :)



Ниже - краткий конспект нашей встречи и несколько моих мыслей о лени на рабочем месте.


Аня начала с определения прокрастинации. Все мы его знаем. Но Аня сделала акцент на возможных причинах ничего не делания вместо эффективности на работе. Часто она - в страхе нового. Прокрастинация может для некоторых людей стать возможностью утвердиться в своей свободе. Мол, я имею право отдохнуть, полистать ленту фейсбука, ничего не делать. Часто до дедлайна тянут адреналиновые маньяки - им в кайф делать работу быстро в режиме аврала в последний момент. Успели, сделали, кайф! Иногда прокрастиницию объясняют страхом неудач ("А вдруг пронесет и никто не заметит, что я не выполнил задачу"), иногда люди просто не осознают последствия просроченной задачи.

Но важно не столько то, что мы неэффективно тратим свое рабочее время, сколько то, что у на в результате возникает недовольство собой. От этого-то чувства и нужно избавляться. "Если прокрастинируешь, получай от этого удовольствие!" - говорил несколько раз во время нашего бурного обсуждения Александр Василевич, директор VONDEL. Нельзя не согласиться :) Жить нужно в кайф, как пел сами знаете кто.

Аня Позняк дала несколько рекомендаций, каким образом можно работать эффективно, не отвлекаясь на посторонние сообщения и дела.

  1. Выключать уведомления на телефоне. Он же разрывается постоянно, пиликает, вибрирует и сообщает о приглашениях в сообщества и жаркие страны. Аня рекомендует вообще убрать уведомления, время от времени проверяя рабочую почту.

  2. Отключить новостной поток в фейсбуке, который здорово съедает ваше время. И не только рабочее.

  3. Установить на компьютер трекер активности. Он считает, сколько вы работаете и сколько отвлекаетесь. Найти его можно в сети. Аня говорит, полезная штука, я не пользовалась, ничего не могу сказать.

  4. Дробить задачи на более мелкие, пользоваться такими планерами, как Trello. Если нужно написать текст, а фактуры нет, начните изучать вопрос с ресерча. Это интересно и здорово вдохновляет.

  5. Если у вас случается командная прокрастинация, Аня рекомендует каждые полгода проводить очные сессии, на которых выяснять, зачем сотрудники ходят на работу, как четко понимают личную ответственность, задачи и чего вообще хотят от работы. На таких встречах вырабатывается командный манифест и снимаются возможные блокировки. "Да, напоминает групповую терапию", - говорит Аня.

Тему активно обсуждал, кроме Ани и Александра, Роман Костицин, председатель совета АККК. Александр отметил, что чаще всего нужно говорить не про прокрастинацию, а про проблему концентрации, в результате которой человек все время отвлекается, а потом осуждают себя, испытывает чувство вины. "Иди отдохни, прогуляйся, наберись сил и потом работай с новой силой", - считает Василевич.

Понравился диалог:

Константин: Можно не на том сконцентрироваться, пойти заниматься сантехникой, например.
Александр: Если человек счастлив, пускай чинит унитазы!

Главное, вывели мы в результате обсуждения, договориться с собой о своем графике и времени работы. "Для меня работает ответственность и этика, когда понимаешь, что твоя прокрастинация мешает другим людям", - отметил Константин.



Что помогает исполнять свой обширный список задач мне?

  1. Планирую в любимом молескине, пишу задачи от руки. Мне не подошли ни гугл-календари, ни трелло, ни календарь в телефоне. Только бумага, ручка и плюсики у выполненных задач. Для меня важна эффективность работы, а не время, на нее потраченное. Ставить плюсы у задач - кайф.

  2. В понедельник расписываю рабочую неделю. Договариваюсь о встречах, интервью, беседах и так далее.

  3. Когда пишу текст, закрываю на компе фейсбук, а на телефоне отключаю интернет. Совсем, чтобы ни на что не отвлекаться.

  4. Иногда мотивирую себя плюшками: напишешь - кофе выпьешь, в парке прогуляешься, бабушке позвонишь, книгу почитаешь...

  5. Многие задачи решаю на ходу: в метро на телефоне пишу тексты или читаю статьи, пока иду в редакцию, на встречу по телефону решаю рабочие вопросы и так далее.

  6. У меня достаточно хорошо развито чувство ответственности: если у меня стоит в плане текст на пятницу, я буду очень стараться не подвести редактора.

  7. Стараюсь не работать в выходные :) Уметь отдыхать и переключаться - важная штука.

  8. Самое главное - я очень люблю свою работу и свой график работы.


А как справляетесь с прокрастинацией вы?

Ась, у нас, кстати, похожа система по концентрации. Только у меня почти не получается отдыхать... и иногда начинается просто трэш... продуктивность падает, и не отдыхаешь в кайф... да, случается такое
Случается. Тогда я заставляю себя не работать и переключаться. Лучше отдохнуть и с новыми силами делать качественно, чем мучиться