Смерць літаратуры. Расія. А што ў нас?..


— 28.10.10 22:33 —
Смерть литературы

«Учителя жалуются, что дети в школах стали глухи к слову, не воспринимают смысл. Оказываются неспособными эмоционально отозваться на чужое переживание. Да и у многих взрослых уже не получается сочувствовать, помогать, каждый живет для себя.

Лицемерие стало нормой общественной жизни, как и формализм. Вообще мало у кого осталось желания задумываться над смыслом происходящего. О падении нравов уже и говорить неудобно. Какой там первый бал Наташи Ростовой – чепуха это всё! Вы зайдите на сайт невиннейшего Гоголя – сразу всплывут окна с эротическими приглашениями»


http://www.gazeta.ru/education/2010/10/27_a_3432131.shtml

Што адбываецца ў нас?

Ці чытаюць беларускія школьнікі, студэнты беларускую літаратуру? Ці цікавая яна ім?

У школе белліт быў апошнім прадметам у рэйтынгу. Не пашанцавала з выкладчыкам.
Затое пашанцавала ў ВНУ. Але тое нядзіва — Інстытут журналістыкі як-ніяк...
Была адна старонка, дзе гаварылася аб тым што мова наш мэтанакіравана памірае. А я сябе цешыў тым што аднойчы ўсё будзе добра, і беларуская мова зноў будзе жывой. Але я так думаў пакуль не пажыў у іншай краіне. Жыў і назіраў як яны радуюцца сваёй мове, сваім песням, ходзяць па вуліцы ў старажытных традыцыйных касцюмах, любяць свой сцяг, робяць з яго бандамы. Ну добра, гэта яны, а я?? Хто ж я, хто ж мы, беларусы? Мне патрабавалася пажыць у іншай краіне, каб сур'ёзна задумацца над гэтым. Не ведаю, ці дастаткова будзе маіх асабістых намаганняў па выратаванні беларускай мовы???
мова будзе жыць да таго часу, пакуьл будуць жыць яе носьбіты. вы - носьбіт. з нас, адзінак, складаецца мора (затока, хутчэй), якое і зберагае, развівае нашу мову :)
У мяне ў школе чыталі ня надта, а ва ўнівэры зараз зусім сітуёвіна атрымоўваецца... Ёсьць людзі, якія хаця б якой літаратурай цікавяцца, але іх адсотак - ня болей 5% ад агульнай колькасьці студоў. Пра тых, хто нешта наша чытае, зусім казаць не прыходзіцца. Глядзіш часам на гэтае.... і аж брыдка робіцца да таго, што рукі пачынаюць апускацца. Хаця часам зьяўляюцца персанажы, якія настрой уздымаюць у гэтым дачыненьні.
Год назад лежал в больнице на малой родине и решил прихватить белорусской литературы из домашней библиотеки. Попробовал читать "на ростанях" и "люди на болоте". Забросил, идеи которые несут эти книги в разы хуже того, что скрывается за эротическими баннерами.
у меня двое крестников, да и с детьми я общаюсь периодически, их развитие в классе пятом-шестом соответствует моему в 11-том, при том, что я сам считался очень умным и взрослым ребёнком. Какой может быть интерес таким взрослым детям читать о ломающейся дурёхе, бросающейся от мужика к мужику со своей любовью и заботой. Мы, наивные, этого не понимали, а дети взрослее и умнее нашего поколения, они понимают и видят, им нужны другие книги и другие преподаватели, а не те, кто никуда больше не смог поступить и сейчас берётся со своим узким кругозором учить детей жизни.
а мне "На ростанях" вельмі падабаецца. два разы перачытва ад коркі да коркі :)

ня згодная з табой, што зараз дзеці больш адукаваныя. скуль? яны ж нічога не чытаюць. інтэрнэты - зло. асабліва для малых дзяцей, якім трэба развівацца, а не сядзець у інтэрнэтах
лучше быть умным, чем с нашей образованностью. ребёнок сидящий в интернетах и пользуясь огрызками мыслей из блогов на голову сильнее взросших на пушкине и хемингуэе. эта возвышенная литература вырастила поколение рабов, которое топит своё чувство правильности в алкоголе, людей, которые забывают справедливость подумав о своей шкуре. классическая литература - это уход от реальности, бунт на бумаге, действие на словах и бездействие в деле. Такая литература полезна для крепостного права и вредна для страны которую нужно вытаскивать из трясины.
ня згодная, што "ребёнок сидящий в интернетах и пользуясь огрызками мыслей из блогов на голову сильнее взросших на пушкине и хемингуэе". ён больш прасунуты. так. але ці разумны? а прасунутасць - набываецца ўсімі з часам. а вось класіка сама сабой не чытаецца.
разум, iq вещь константная, её человек не может изменить, здесь как мать природа наделила, разве что уменьшить алкоголем и прочей дрянью.
а книги только помогают этим разумом распоряжаться. и какие уроки могут вынести из фантазий людей, которые не были даже лучшими представителями своего времени. пушкин погиб на глупой дуэли, хемингуэй пил, избивал женщин, гоголь спятил, лермонтов на кавказе отстаивал имперские амбиции россии, повсеместно использовался рабский труд слуг.
Общаясь с современной молодёжью удивляешься их кругозору, не по годам взрослым взглядам на жизнь. Морально-этические нормы у них другие, но это требования времени.
Мне мама недавно заявила, что плохо воспитала меня, слишком уж я правильный. это классическое образование очень мешает в жизни. Сейчас я прекрасно понимаю ложность вбитых через книги знаний о мире, но откреститься от многих из них уже не могу.
розум развіваецца з часам, з узростам.
калі б ты не вучыўся, не чытаў, не развіваўся - то ў цябе і быў бы розум гадавалага хлопчыка

я рада, што ты бачыш у моладзі шырокі кругаглад. я ж наадварот, бачу, наколькі маладзёны абмежаваныя, наколькі шмат яны ня ведаюць.
наверное, у нас разные критерии оценки.

если бы я не учился, у меня были бы знания гадовалого ребёнка, а разум бы остался таким же как и сейчас, но он бы решал другие проблемы. вот, например, любой школьник обладает знаниями в физике большими чем архимед. но лишь разум его уровня даже без глубоких знаний позволил вывести закономерности и правила на основании которых даже сейчас функционируют механизмы.
ещё можно вспомнить пример с вундеркиндами, которые в детстве способны накапливать знания, но затем упираются в границы разума и перестают развиваться и их доганяют те, кому на освоение нужно больше времени.
забавно было бы представить, как некоторые чиновники от образования в России торпедируют литературу как школьный предмет, озознанно или бессознательно "отрываясь" за своё школьное прошлое )