гумка

Открытие «Лістапада»: увидеть звезду французского кино и не умереть

Кинофестиваль «Лістапад» в двадцать второй раз открылся в Минске. Тарелка на кинематографическое счастье была разбита вдребезги, звезда французского кино Фанни Ардан стала долгожданной вишенкой на торте. Обошлись без красной дорожки и без особого чествования белорусских артистов.

Журналисты и блогеры были неоднократно предупреждены: если мест в зале не останется после посадки гостей и зрителей, купивших билеты, будете «отрабатывать открытие по сценарию». Мест не осталось от слова «совсем», но я все же проникла в зал.



А звезды кто?..

Второй год подряд «Москва» принимала международный праздник кино. Пресса пришла за час до начала церемонии и ютилась в холле кинотеатра. Пока пишущая братия собиралась вокруг сотрудников пресс-центра кинофестиваля, я обратила внимание на книжную экспозицию, которая расположилась справа от входа. Второй год подряд фестиваль сотрудничает с домом книги «Светоч», который находится в соседнем здании.



Заведующая Елена Бондаренко рассказала, что на полках собрано все, что касается кино: книги про известных и знаменитых, зарубежных и белорусских актеров. Из новинок книга белорусской актрисы Олеси Грибок «Ты - Суперагент. Менеджмент и продвижение киноактера». Стоимость такая же, как в магазине. Выставка-ярмарка книг о кино – на церемониях открытия и закрытия кинофестиваля, так что у вас еще есть возможность прикупиться.



Журналисты и фотографы стояли между перилами лестницы и специальным ограждением. Гости фестиваля должны были торжественно идти по лестнице, никак, к слову не обозначенной (ни тебе ни красной, ни синей, ни на крайний случай зеленой дорожки), но не тут-то было. Все перевернулось с ног на голову: журналисты щеголяли себе по лестнице, а актеры появлялись в дверях, распространяя вокруг себя ароматы ванили, кутались в шубы и исчезали. Когда я повернула голову назад, стоя там, где полагается прессе, увидела народного артиста Беларуси Виктора Манаева, пробирающегося сквозь журналистов…



Пока коллеги, которые, кстати, даже и не думали учитывать дресс-код (девушки – в коктейльных платьях, мужчины – а костюмах, фотографов тоже касается), играли в лотерею: кто эта дама в мехах («А, точно! Светлана Зеленковская! А этого мужчину я на экране видела, но как зовут, не припомню!»), ведущие церемонии Вера Полякова и Денис Паршин пришли к нам на помощь и озвучили имена некоторых белорусских актеров, которые где-то здесь пробегали. Назову тех, кото видела собственными глазами. Уже названная Светлана Зеленковская, Иван Мацкевич, Тамара Миронова, Светлана Суховей, Татьяна Мархель, Олеся Грибок и Илья Мацкевич, Виктор Манаев, Александр Ефремов и Валерия Арланова, Евгения Кульбачная, Елена Дубровская.





Те артисты, которые не прятались за спинами пишущей братии, а смело шли по центру лестницы, почти не улыбались, перед фотокамерами не позировали. «Как-то странно, да? Почему они так себя ведут?» - появилась новая тема для обсуждения у представителей прессы. И только всегда позитивная и озорная Елена Дубровская вдоволь накрутилась перед фотографами, да Светлана Зеленковская вела себя открыто и дружелюбно.

«Гори в своем журналистском аду!»

Когда наконец объявили, что пора проходить в зрительный зал, занимать места, чтобы начать получать удовольствие для глаз, я наблюдала прелестную картину: Валерия Арланова попросила супруга Александра Ефремова сделать несколько фотографических карточек на мобильный телефон на фоне логотипа кинофестиваля. Так, рассматривая результат, и пошли в зал звезды белорусского кино.

Мест для прессы, как и ожидалось, не осталось. Я уже было отчаялась, а тут еще коллега подлила масла в огонь, вырвавшись из переполненного кинозала: «Гори в своем журналистском аду, а я пошла!» Ведущие несколько раз попросили прессу покинуть авансцену, чтобы они смогли начать церемонию открытия, но те не спешили уходить.
Вдруг сквозняк захлопнул двери, отрезав меня от главного кинособытия страны.

Я решила просто так не сдаваться, обошла зал с другой стороны и помахивая перед носом аккредитацией, проникла внутрь. За мной впорхнула кучка женщин, скромно теребившие в руках пригласительные билеты. Строгая смотрительница кинотеатра грозно спросила, делая акцент на каждом слове: «Кто вас сюда звал?» Я сделала самое равнодушное выражение лица, на которое была способна, и начала слушать послание президента Беларуси всем причастным к празднику кино. Церемония началась, я была ее свидетелем, стоя на одной ноге посреди проводов. Все в порядке.

Чтобы «Беларусьфильм» разбивал сервиз тарелок каждый год

После послания Александра Лукашенко объявили обладателя специального приза президента Республики Беларусь «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве». Им стал режиссер, народный артист Российской Федерации Вадим Абдрашитов.



«Я потрясен, никак не ожидал такого, это впечатляет, - делился со зрителями эмоциями обладатель ценного приза. – Это не только личное отношение вашего президента к тому, что я делаю, но и людей, связанных с кино, которые ему посоветовали мою кандидатуру. Мне очень приятно получить такой приз в Беларуси, потому что с ней у меня связаны очень хорошие воспоминания о тех временах, когда я снимал здесь свои фильмы. К тому же, военные сборы я проходил в селении Старые Дороги. Знаете такое?.. Минск, в котором я жил, снимая фильмы, преобразился, современный, европейский город. И кинофестиваль - европейский. В лучшем смысле этого слова».

После было представлено жюри, картины конкурса национального кино, на который ведущие сделали особый акцент. Зрителям показали опрос студентов Академии искусств. Все как один говорили о светлом будущем белорусского кинематографа, а один парень отметил, что в Беларуси «нужно снимать комедии и трейлеры. То есть, триллеры». В зале засмеялись.

После представления фильм-участников конкурсных программ кинофестиваля пришел черед разбить тарелку и объявить-таки «Лістапад» открытым. Ростислав Янковский, почетный председатель кинофестиваля, из-за болезни не смог посетить церемонию открытия своего детища, не было и Геннадия Давыдько, который любезно выполнял раньше эту почетную миссию. Она досталась генеральному директору Национальной киностудии «Беларусьфильм» Игорю Поршневу. Превратив тарелку в осколки, он отметил: «Моя мечта, чтобы наша киностудия разбивала сервиз тарелок каждый год!»



Фанни Ардан: «История Минска трагична, но жизнь здесь бьет ключом»

Тем временем ведущий заметил, что «в этом году на нашем фестивале незримо царит атмосфера Франции. Это ощущается во всем: в слогане, которым мы обязаны Франсуа Трюффо, в выборе фильма режиссера Гийома Никлу, которым мы откроем фестиваль, и даже в музыке, звучащей с этой сцены».

После исполненной Александрой Гайдук песни из репертуара Лары Фабиан Je t'aime все поняли, что нас ждет долгожданная встреча со звездой французского кино, почетным гостем кинофестиваля Фанни Ардан. Когда дива выходила на сцену, зал взорвался овациями. Приветствовали богиню французского кино стоя, выкрикивая «браво!»



Она, скромно одетая в темный костюм, вышла на сцену, повторяя «мерси, спасибо, спасибо» и спокойным, на удивление ровным голосом произнесла краткую речь. «Я впервые в Беларуси и в Минске, - сказала Фанни. – Но я давно знаю о вашей истории, читала о вашей стране. В чем-то история Минска трагична, но жизнь здесь бьет ключом. Я никогда не любила путешествовать, но я всегда любила кино и благодаря ему много путешествую и знакомлюсь с новыми людьми. Я была очень рада получить приглашение приехать сюда. Для меня большая радость быть на открытии кинофестиваля «Лістапад» и провести несколько дней в гуще событий благодаря кино».

Добавить к сказанному было нечего. «Лістапад» открыли, Фанни Ардан увидели и услышали. Зрителям осталось посмотреть картину Гийома Никлу «Долина любви», подарить себе первое «удовольствие для глаз» в рамках кинофестиваля.

фото мои и Виктора Толочко, Sputnik.by

Ну не знаю. Я листал, листал программу. И так ничего и не зацепило.
разве что румынский фильм про футбол. это конечно бомба.