падарожжа

«Наши руины». В поисках исчезающих белорусских сокровищ

Белорусский художник, дизайнер и путешественник Владимир Цвирко не сидит на месте. Он исследует Беларусь вдоль и поперек, вновь и вновь проезжая по уже знакомым маршрутам в поисках неисследованных зданий, которые достопримечательностями уже, увы, не назовешь. Остались одни руины. Проект «Наши руины» появился во время работы над другим масштабным детищем – проектом «150 золотых маршрутов моей Беларуси», который недавно начал издаваться в виде брошюр.

Мы встретились с Владимиром Цвирко и побеседовали о том, зачем ему это нужно – находить заброшенные архитектурные достопримечательности и рассказывать о них другим.



- Владимир, вы - автор масштабного проекта "150 золотых маршрутов моей Беларуси". Из него, как я понимаю, начался новый проект «Наши руины».

- Когда я проезжал достопримечательности и красоты нашей Беларуси, встречались и заброшенные объекты. Они не эксплуатируются, не поддерживаются в надлежащем виде, с них даже сняты таблички о том, что они охраняются государством как историко-культурная ценность. Значит, это ничье, а где-то в государственных организациях стоит птичка «на балансе». Потихоньку такие объекты уничтожаются: сжигаются, сносятся…

Что мы видим, когда едем по разным маршрутам? Не важно куда: в Новогрудок, в Несвиж тот же, в Гервяты… Только те здания, которые приведены до ума, то, что в лоске, в краске, в каком-то респектабельном виде. А здесь – руины. Но они не менее ценны для нас, чем другие объекты. Каждая руина – уникальна. Например, руины дворца в Радзивиллимонтах Минской области. Там только колонны главного фасада дворца остались. Но нужно помнить, кто этот уникальный объект строил – знаменитый итальянский архитектор Карло Спампани.

Среди многочисленных разрушающихся объектов есть уникальные. Например, Белая церковь в Витебской области. Она – такая – единственная в мире! Ни в Европе где-нибудь, ни в Азии, а у нас, в Беларуси построенная. Почему часто сперва здесь появлялись такие неповторимые архитектурные объекты, как дворцы в Ружанах, Коссово, та же Белая церковь? Потому что на белорусских землях была свобода для архитекторов. У буржуев были более строгие законы и рамки, в которых те работали.

Но это же творческие люди, художники. Им хотелось вольностей, и вот они приезжали сюда. А здесь была шляхта, люди с чувством собственного достоинства, которые хотели что-то уникальное, с изюминкой, чтобы соседи ахнули. И западные архитекторы создавали необыкновенные по своей архитектуре и стилям усадебные дома, дворцы и так далее.


Задвея


Железница


Смоляны

Руины интересны еще и тем, что за ними тянется шлейф истории, легенд, басен, белорусского фольклора. Масса информации, которую ты можешь увидеть и услышать. Все это вместе приобретает очень интересную ауру. Плюс – красивая картинка. Я как художник это вижу. Запустение, в котором деревья переплетаются с камнем – это очень живописно, особенно для фотохудожников.

- Фотографии руин с описаниями вы размещаете на своей странице в фейсбуке. После названия проекта «Наши руины» идет дополнение: диафильм для взрослых…

- Среди моих музейных экспонатов есть старенький чемоданчик, в котором море диафильмов и сам диапроектор. Летом мы с друзьями часто собираемся и на проекторе смотрим фотографии из поездок, чаевничаем, общаемся. Однажды приехало много людей с детьми. Я занял их делом: зарядил диафильм. Деткам так понравилось, что они весь вечер просидели в комнате, глядя диафильмы и не мешая взрослым. В какой-то момент гости заволновались: а где дети? Я пошутил, мол, надоели мы им, ушли они (смеется). Когда расходились, дети вышли и начали гордо говорить: «Мы смотрели диафильм!» Очень им это слово понравилось. А кто-то пошутил: а мы тоже смотрели диафильм, только для взрослых.

Вот так и родилось подназвание проекта. Очень удачное, ведь я показываю картинки с комментариями – те же диафильмы. В этом есть еще и перекличка времени: пора диафильмов ушла. И я говорю про руины, про время, которое потихонечку уходит благодаря нашему незнанию и бесхозяйственности…

- Информации о многих заброшенных культурных объектах нигде нет, либо ее очень сложно найти. Как вы находите руины?

- Перед тем, как я начал проходить маршруты для проекта «150 золотых маршрутов моей Беларуси» скупил, считай, всю литературу, которая касается темы путешествий, памятников архитектуры, культурного наследия. В книгах Анатолия Кулагина есть много важной информации: сначала он пишет о том, что есть, потом о том, что было. Много архивных фотографий и часто просто по одной записи: в такой-то деревне была такая-то церквушка… По две-три строчки о памятнике, и все!

Я много работаю с архивами, ищу информацию о зданиях, которые превратились в руины. Но не только книги и архивы мне помогают в моих поисках. Я очень много езжу. Минская область была для меня испытательным полигоном, ее я проехал три раза. Массу времени тратил на сбор словестной информации: где-то там какая-то заброшенная часовня, а там - водяная мельница. Получились хорошие составляющие: книги, архивы, общение со знакомыми, которые много ездят по стране, и местными, с которыми встречался в поездках.

Часто благодаря тому, что я рассказываю о руинах в фейсбуке, меня сами находят люди и подсказывают адреса новых не исследованных мной объектов. Недавно позвонила женщина, преподаватель и говорит: видели ли вы такую усадебку? Я не знал. Поехал и сфотографировал ее. Познавать и открывать предстоит еще очень много, я все время учусь, все время в поиске.

- Люди, которые живут неподалеку от руин, знают про них?

- Если однозначно отвечать, то нет, не знают. Я это могу объяснить тем, что с нас историю вымывали понемногу, потихоньку, но настойчиво. Для многих история началась с 1917 года. Поэтому люди не интересуются и не знают, что было на этих землях.

После 1863 года, восстания Калиновского, все католические и униатские костелы переделывались в православные храмы, а усадебные дома были конфискованы, потому что их владельцы участвовали в восстании. В 1812 году очень много было приверженцев Наполеона, которые хотели восстановления Речи Посполитой…


Княжицы

История вымывалась, такие факты были не в чести, вне закона, не в рамках политики государства и потихоньку уходили. Но самое ценное оставалось – народный фольклор. Это песни, байки, легенды, какие-то забавные истории. Я часто разговариваю с местными и они мне совершенно случайно выдают ценную информацию, из которой я создаю свои легенды. Коснешься войны, они тебе такого понарассказывают… Такого в учебниках никогда не прочитаешь. Люди, с которыми удается поговорить, часто как хорошие толстые книги с картинками: они тебе так расскажут, словесно распишут – заслушаешься…

Но часто повторяется одна и та же история. Едешь ты, например, на поиски водяной мельницы. Останавливаешься в деревне, спрашиваешь, как ее найти: тропы то позарастали, подъездов никаких нет. Они тебе говорят: «Нашто яна табе, яна ж не працуе даўно, хлопец, а чаго ты туды едзеш?..» Для них эта мельница, которых у нас единицы остались, не представляет никакой ценности. Это происходит из-за общего уровня общества и государства, именно от государства должна идти инициатива по сохранению таких памятников.

Что происходит за рубежом? Один камень остался, а ушлый человек на этом целый бизнес построил! Он к нему экскурсии водит и мы, белорусы, смотрим и охаем, ахаем. Потом он кафешку сделал, дороги проложил и все – в шоколаде! И ему хорошо, и туристу хорошо, и государству хорошо – он же ему налоги платит. Всем хорошо!

- Сбор информации о руинах перерос в еще один проект, уже более практичный. Я говорю про инициативу «Яно нам трэба!!!», в рамках которой вы с волонтерами поехали и расчистили один из заброшенных объектов.

- У меня была встреча с ребятами, которые интересуются историей Беларуси. Я им рассказал о своих проектах, они ими живо интересовались. Разговор зашел о том, что руины все больше и больше разрушаются, что к ним нет доступа. Чтобы им дать свет, потому что самое страшное для руин – сырость, нужно расчистить заросли, дать солнечный свет и свежий ветер. Они мне говорят: «Так приглашайте, мы вам поможем!»

Мы собрались и поехали в Цвировщину. Там хмызняк, как в джунглях. Пришлось рубить все. Начало положено, будем и дальше собирать единомышленников и помогать нашим руинам жить подольше. Присоединиться могут все. Не обязательно рубить деревья и таскать бревна. Один рубит, второй таскает, третий убирает мелочь, четвертый за костром следит и обед готовит… В итоге все замечательно складывается. Нас было четверо и все очень хорошо прошло, мы прекрасно провели время с пользой.

- Но можно пойти и дальше, начать сотрудничать с археологами, реставраторами, историками и искусствоведами…

- Конечно! То, что мы почистили, вырубили, убрали мусор – молодцы. Но если заниматься поднятием культурного слоя, то все нужно делать по науке. Его нужно поднимать, разбирать со специалистами. Там же так много ценного для музеев. После нужно консервировать здание. У нас факультетов и молодых специалистов, которым нужна практика – очень много. Едьте и занимайтесь!

Нужно хотя бы временные навесы делать над этими объектами. Ведь влага и мороз – главные враги руин, которых скоро просто не станет. Во главе угла, я считаю, в этом деле должно стоять государство, какая-то серьезная государственная структура, нужно привлекать специалистов, которые будут этим заниматься. Полтора-два сантиметра кладки разрушается в год, руины потихоньку рассыпаются. О восстановлении здесь разговор вести не нужно, но сохранить их необходимо, это крайне важно. И это нужно было делать уже вчера. У нас остались крохи, но и они – бесценны для современников и для будущего Беларуси.

promo paplauskaja june 3, 2016 14:14 6
Buy for 40 tokens
Рассказала порталу Socnews.by про проект #девиЖЖник. Как все начиналось Примерно два года назад я вернулась к своему блогу в ЖЖ. Активно общалась с другими блогерами, в основном, девушками, и поняла, что им не хватает оффлайн-тусовок, выходов в свет и реального общения друг с другом. В…
«Наши руины». В поисках исчезающих белорусских сокров
Пользователь between_skies сослался на вашу запись в своей записи ««Наши руины». В поисках исчезающих белорусских сокровищ» в контексте: [...] Originally posted by at «Наши руины». В поисках исчезающих белорусских сокровищ [...]
Жаль, что государству нет дела до многих руин, а привлекают туриста заезженными Миром и Несвижем, да еще некоторыми искусственно выдуманными "достопримечательностями" типа "Дудутки" ... Печально ..
согласна. минирству туризма просто лениво. у меня такое ощущение, что они боятся узнавать свою страну. работы прибавится

Спасибо, очень интересная информация! История рядом, а информации об этом нет.

После 1863 года, восстания Калиновского, все католические и униатские костелы переделывались в православные храмы,
После Униии православные переделывались в католические. И что? Что неправильного в том, что через годы часть храмов переделывалась в православные?
Миссионерство Рима на землях населённых славянами - тоже факт.
Часть православных храмов, переделанных в католические, была разрушена (их просто не стало) и поэтому, ряд исконно католических храмов был переделан в православные. Что здесь неправильного?
Исторический подход к событиям - осознание неразрывности полотна времени.

а усадебные дома были конфискованы, потому что их владельцы участвовали в восстании.

А разве может быть по другому?? Враги власти всегда лишались собственности во все времена во всех странах.


В 1812 году очень много было приверженцев Наполеона, которые хотели восстановления Речи Посполитой…

Поляки и католическая шляхта хотела. А православная часть шляхы и крестьянство - нет. И что? Наполеон был врагом как и Гитлер.
И что надо было сделать с приверженцами Гитлера после освобождения? Неужто наградить?
Владимир не дает оценку этим историческим событиям, он лишь говорит о них. есть ли тут повод для спора?..

Заўсёды цікава пачытаць размову з такімі людзьмі, асабліва калі гаворка ідзе пра нашу гісторыю.
А наконт мясцовых - так, найчасцей ім гэта проста нецікава і не трэба. Ну і вядомы выпадкі, калі яны самі разбуралі што-небудзь, каб узяць цэглы